Автомобильный катализатор – один из компонентов выхлопной системы, предназначенный для снижения опасных выбросов. Его основное назначение заключается в превращении токсичных веществ (оксиды азота, углеводороды и угарный газ) в менее вредные соединения, такие как азот, углекислый газ и воду. Как и другие детали для машин, нейтрализатор бывает разных видов и конструкций.
Какие существуют основные виды катализаторов для выхлопных систем?
Существует несколько видов катализаторов, каждый из них специализируется на обработке определенных типов выбросов. Условно их можно разделить на 4 группы:
- трехступенчатый каталитический нейтрализатор (TWC);
- оксидативный катализатор (OC);
- дизельный частицеуловитель (DPF);
- селективный нейтрализатор (SCR).
Один из наиболее распространенных вариантов для покупки – это трехходовой катализатор. Он содержит три различных преобразователя, каждый из которых специализируется на конвертации определенных вредных веществ: для окисления, для уменьшения содержания оксидов азота и для уменьшения содержания угарного газа. Трехступенчатые катализаторы на авто содержат специальные материалы (платину, палладий, родий) и керамические подложки. Они обеспечивают эффективное превращение вредных веществ. Этот тип обычно устанавливается в бензиновых двигателях и эффективно снижает выбросы вредных веществ. Кроме того, существуют и другие виды содержащие золото или серебро, но они менее распространены из-за своей высокой стоимости.
Другой распространённый тип – сажевый фильтр для дизельных двигателей. Он обычно содержит специальные материалы, способные улавливать и обрабатывать углеводороды и угарный газ, которые содержатся в сажевых частицах и характерны для дизельных двигателей.
Однако, несмотря на различия в типах, их основная функция остается неизменной – уменьшение выбросов опасных веществ, попадающих в атмосферу в результате сгорания топлива в двигателе. Эти устройства работают по принципу катализа, ускоряя химические реакции, которые превращают вредные соединения в менее опасные.
Почему важно своевременно производить замену катализатора?
После определенного периода эксплуатации он забивается отложениями сажи, углерода и другими загрязнениями. Это, также, может произойти в результате неправильной работы двигателя из-за использования некачественного топлива или проблем в системе зажигания. В свою очередь, засорение приводит к увеличению выбросов вредных веществ и, как следствие, сказывается на окружающей среде.
Кроме того, забитый каталитический нейтрализатор может:
- повлиять на работу двигателя, ухудшив его производительность и увеличив расход топлива.
- привести к повреждению других компонентов выхлопной системы, таких, например, как кислородные датчики. Это повлечет за собой дополнительные расходы на ремонт и замену этих компонентов.
В связи с этим владельцам автомобилей рекомендуется регулярно проверять состояние и своевременно покупать новый катализатор, чтобы была возможность заменить его при необходимости. Обычно производители рекомендуют производить замену каждые 80 000 – 160 000 километров, однако это может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и типа двигателя. Поэтому регулярная проверка и замена каталитического нейтрализатора являются важными мерами по поддержанию эффективности работы автомобиля. Это позволяет не только уменьшить количество вредных выбросов, но и обеспечить более эффективную работу двигателя, и повысить долговечность и надежность автомобиля.